Бутылки под пиво
Мы все любим пиво, знаем историю происхождения пива, имеем предпочтения и любимые сорта, но мало кто из нас знает историю появления пивной бутылки.
Итак, бутылки под пиво приходятся старшими сестрами жестяной банке и младшими сестрами бочке (или современным кегам). Самые продвинутые любители пива отдают предпочтение пиву разливному или бутылочному, но банки... Хотя, аристократическая надменность по поводу банок является уже явлением уходящим. Бутылка же всегда была и останется эстетически привлекательной емкостью и более предпочтительной, так как она сама по себе является произведением искусства. Особенно таковой она была до тех пор, пока не наступил утилитарный XX век. А что банка, как ни крути и с какой стороны ни посмотри, банка и есть банка и какой с нее спрос?
Совсем другое дело - бутылки под пиво, еще лучше, если из них пил свою очередную порцию пенного напитка какой-нибудь наш пра-прадед после заседания какого-нибудь консилиума или после смены на мануфактуре. И жидкости той уже давно нет, и пивной привкус растворился и забылся, а бутылки все еще восхищают взоры наших современных эстетов, которые уже устали от всепроникающей стандартизации.
А бочка что? Ну, бочка она и есть бочка: днище с боковинами, обручи, и редко кран. А вот бутылочный мир никогда не знал никаких регламентов и формальных ограничений. Пощупать этот мир - одна радость. И что самое приятное - русская бутылка пива не только не отставала в эстетическом плане от просвещенного в пивном смысле Запада, но даже нередко как бы задавала ему тон и ритм. Она была конкретным проявлением передвижничества русской художественной мысли.
Дореволюционная пивная бутылка
Обыкновенная бутылка пива, которой зачастую мы не придаем никакого значения, имеет свою увлекательную предысторию. Дореволюционная пивная бутылка, в отличие от современной, изготовленной из зеленого или коричневого стекла, выглядела иначе.
Информацию о пиве сто лет назад несла не только бумажная этикетка, но и бутылка вообще. По ней узнавали название компании, город разлива, награды, а иногда даже и номер телефона и прочую полезную информацию. Наряду с товарными знаками и пивной этикеткой литье бутылки также должно было быть зарегистрировано в Департаменте торговли и мануфактур. Для получения разрешения (свидетельства) на использование клейма, товарного знака или этикетки было необходимо подать прошение, оплатить установленную пошлину и предоставить выполненный тушью рисунок знака. В случае если знак, клеймо или этикетка удовлетворяли все предъявленные к ним требования, то Департаментом выдавалось охранное свидетельство сроком на от 1 до 10 лет. А вообще право на этикетку, товарный знак или клеймо было бессрочным. Это право передавалось вместе с предприятием по наследству.
Отметка, подтверждающая, что форма бутылки и рисунок зарегистрированы, делалась вертикальной надписью «Заявленъ отделу промышлен». На донышке же всегда отливался знак или заглавные буквы изготовителя. К примеру, пользовавшаяся огромной известностью в дореволюционной России, фирма Нечаева отмечала на донышке еще и бутылочную емкость, выраженную в частях ведра (1/16 - 0.77 л; 1/20 - 0.615 л; 1/40 - 0.34 л). А позднее (после 1912 года) объем указывался уже в литрах.
Вообще, пивных бутылок в России было множество и все они различались. Но даже среди них выявлялись свои законодатели, свои выдающиеся произведения, за которыми и шел эстетический бутылочный прогресс.
Один из крупнейших пивоваренных заводов России, изготовляющий пиво «Жигулевское» был построен в 1880 году. В 1900 году акционерное общество «Жигулевский завод» было преобразовано в «Товарищество Жигулевский пивоваренный завод А.Ф. фон Вакано». Такое изменение отразилось и на бутылке пива. Она стала коричневой взамен зеленой с видом усеченного конуса высотой в 33 см и емкостью 1/20 ведра.
Конкуренцию данной продукции перед первой мировой войной составил Торговый дом «Наследники коммерции советника И.Б. Александрова». На бутылках заводов братьев Александровых в восьмиугольном обрамлении также отливались данные об изготовителе в сокращенном виде.
Бутылки пива XIX века, изготовленные московским заводом «Шаболовский», были темно- коричневого цвета восьмигранные. На поверхности был отлит двуглавый орел - герб Российской Империи, надпись «Шаболовский пивовар. заводъ, Москва» и год изготовления.
А вот на коричневых грушевидной формы бутылках пивовара Власа Ярославцева была отлита надпись «Хамовническ. Москва. Телефонъ № 2-87» и товарный знак.
К сожалению, такие дореволюционные пивные бутылки сегодня можно увидеть в немногочисленных музеях пивоваренных заводов или у коллекционеров. По всему видно, что предки наши не очень-то увлекались сбором стеклотары и бросали бутылки, куда ни попадя, где такая восхитительная тара не сохранялась для потомков. Но даже сохранившиеся образцы дают ощущение того, что российскому человеку было эстетически приятно пить свое пиво. Подобные бутылки было невозможно не любить. Далее Всемирный день пива.